Россия, г. Самара, Волжское шоссе, 12 Тел: +7 (846) 232-63-33 E-mail: post@smtf.ru
 

Вышивка

Вышивка - один из древнейших способов украшения не только костюма, но и ткани вообще. В старину слово "шить" означало "вышивать", и это умела каждая уважающая себя женщина.

Вышивание требовало не только мастерства, но и большого терпения, и считалось не прихотью и не развлечением, а важным и нужным делом. Старожилы Алтая без вышитых узоров не представляли себе нарядной, праздничной мужской и женской одежды.

Вышивка крестьянского костюма не только красочна, но и разнообразна: в ней использовались различные техники шитья, множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания. Но если внимательно всмотреться, то обнаруживается, что при всем этом многообразии в декоре одежды есть нечто общее: вышивальщицы руководствовались определенными правилами и традициями, за рамки которых не выходили никогда.

Мастерицы украшали вышивкой не только перед, но и спинку одежды, декорировали рубаху и сарафан, даже если поверх них крестьянка надевала нарукавники, к вышивка ими закрывалась полностью. С современной точки зрения это может показаться странным. Объяснения этому следует искать в глубокой древности. Тогда стихийные бедствия и болезни приписывались действию злых сил, от которых люди пытались уберечься, нанося узоры на свою одежду и жилища. Таким образом, вышивку в ее первоначальном значении нужно рассматривать прежде всего как оберег, и только потом как украшение. Спина - самое уязвимое место человека, и должна быть хорошо защищена. Именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте, предохраняла своих хозяев от злых сил.

На одежде вышивке отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни и здоровья людей.

Прежде всего, это голова, олицетворявшая разум. Оберегающая ее вышивка находилась на шее. На женских сборных рубахах вышивка шла по вороту или по борам, либо покрывала то и другое. В мужских рубахах декорировались ворот-стойка, горловина, косой разрез. Орнамент ворота мужских (в частности, свадебных) рубах мог спуститься впереди слева на грудь, как бы защищая очень важный орган человека - сердце. В женском старожильческом костюме вышивка, закрывавшая сердце, находилась на борах или складках сарафана в верхней его части. Если позволял корой сарафана, такую же вышивку делали на спине.

Широко распространена была вышивка на полюсах женских рубах, закрывавшая плечи и как бы оберегавшая их силу.

Декорировался также низ рукава: по древним представлениям, эта вышивка оберегала ловкость руки, без которой невозможен полноценный труд. Орнамент в этом случае накладывался на обшлага мужских и женских рубах.

Со временем обереговое значение вышитых орнаментов было забыто, но крестьянки, в силу своей приверженности традициям, продолжали наносить на свою одежду старинные узоры. В своей работе вышивальщицы использовали хлопчатобумажные, шелковые нитки, а так же мулине. В одних случаях использовалась канва, в других вышивка велась по счету волокон, которые хорошо просматриваются на домотканом холсте, на покупных же тканях просто "на глаз".

Широко распространена была техника вышивки "по счету", или "счетная гладь". "По счету" вышивали борики, собранные на вороте и запястьях рубах, на верхе сарафанов и т.д. Этот шов выполняется следующим образом: по борам прокладываются сверху вниз, нижний ряд рядом с верхним, сливаясь с ним в цельный узор


© 2010 ЗАО «Самарская текстильная фабрика»

Адрес:
Россия, г. Самара, Волжское шоссе, 12
Тел: +7 (846) 232-63-33
E-mail: post@smtf.ru
www.smtf.ru