Россия, г. Самара, Волжское шоссе, 12 Тел: +7 (846) 232-63-33 E-mail: post@smtf.ru
 

Рукоделие

В старину каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях женщины украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать заcтилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали вдоль стен полотенца - "убрусы", так же их вешали на окна и божницу. Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским делом. С 8-9 лет крестьянскиедевочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка разделилась на "народное искусство" и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. Европеизация дворянского быта повлияла и на вышивку. Появились новые виды техники вышивки: бисером, стеклярусом, синелью, теневой гладью. Дворянский костюм особенно богато украшали золотом и серебром, драгоценными камнями, изящной белой гладью, бисером, стеклярусом. В дворянском быту вышивка тоже играла огромную роль, ее использовали для оформления интерьера – вышивали ковры, обивки мебели, панно, портьеры, постельные принадлежности. Часто вышивку употребляли для украшения небольших бытовых предметов и дополнений к костюмам - сумочек, накидок, бумажников, письменных и туалетных принадлежностей.

Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиныхмещанских и светских домов можно было увидеть пяльцыс начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу. Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов. Каждая вышивка имеет свое название. Оно произошло от места возникновения вышивки или от техники ее исполнения. Например, в районах Горьковской области шьют "горьковский гипюр", в поселке Крестцы Новгородской области выполняют "крестецкую строчку", в городе Александрове шьют "александровскую цветную гладь", в Рязани - "рязанскую вышивку", а в поселке Тарусе выполняют вышивку, которая называется "цветная перевить". Название происходит от основного приема выполнения - перевития цветными нитками. Цветная перевить - особый трудоемкий вид шитья по сетке, выполняемый цветными нитями. Вышивка цветной перевитью распространена в Калужской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Тверской областях. В XIX веке, создавая вышивку, еще помнили значение орнамента. Орнамент (читай: язык народной вышивки) - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нити. "Писать" в древности означало "украшать" и "изображать". В языке народной вышивки, кроме орнамента, главная роль принадлежала цвету. Так, белый цвет воспринимался как символ светаи неба, означал "светить", "сиять", "блестеть". Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и красивом(например, красный угол). В старину верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает Солнце. В цветной перевити главные цвета красный и белый с дополнениями желтого, зеленого, синего. В настоящее время русская народная вышивка утратила смысловое и обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.

Сегодня в цветной перевити используются геометрические, растительные и животные орнаменты. Цветная перевить применяется для отделки скатертей, дорожек, полотенец, наволочек. Встречается в женской одежде. В сочетании с цветной перевитью применяют счетные швы — роспись, набор, гладь, крестик. Они придают вышивке нарядность. Характерная особенность цветной перевити состоит в том, что она выполняется по выдернутой сетке. Чаще по мелкой, то есть количество выдернутых нитей меньше количества оставленных. Перед тем, как начинать выдерг ниток из ткани, нужно произвести расчет количества клеток и определить размер клетки. Затем по размеру данного рисунка на ткани намечают границы вышивки. Для этого подрезают по одной нити с 4-х сторон. В зависимости от рисунка получается квадрат или прямоугольник. Еще одна операция - расчет нити материала на размер клетки. Берем по рисунку несколько клеток, измеряем их и наносим этот отрезок на ткань. Считаем нити и делим их на клет ки. По образовавшейся линии прошиваем "вперед иголкой", считая захватываемые иглой нити ткани. Например, три нити поднимают на иголку и четыре нити пропускают. Если в одном направлении нити ткани тоньше, чем в другом, то, чтобы получить квадратные клетки, тонких нитей выдергивают на одну-две нитки больше. После того, как сделан расчет клеток, нитки подрезают и выдергивают в двух направлениях, - получается сетка. Для мелкой сетки выдергивают от трех до пяти ниток и оставляют на промежутке на одну-две нитки меньше выдернутых. Клетки около края сетки вытаскивают на одну нитку меньше, так как гладьевой валик оттягивает немного край. Сетка после продержки не обвивается, а сначала заполняется узором цветной или белой нитью. Заполнение не обвитой сетки называется стланью. Выполняется этот сквозной шов приемом штопки по не перевитой сетке путем переплетения толстых ниток, настилаемых по клеткам сетки в вертикальном и горизонтальном направлениях. Отличается от прямой штопки плотной единой фактурой узора. Существует во множестве вариантов. Преобладает белая, одноцветная, плотная и более легкая "сетчатая" стлань без контура. Встречается стлань с контуром белым, красным, красно-коричневым, цветным и дробным многоцветным. В некоторых местах стлань целиком выполняется цветными нитками: желтыми и оранжевыми с многоцветным перевивом сетки шерстяными нитками, иногда с яркими цветными разделками, очень редко с единым красным фоном. После заполнения рисунка стланью оставшаяся сетка густо перевивается цветной ниткой. Сетка обвивается по диагонали. В переходах от одного столбика к другому в местах пересечений нитей ткани делаем стежки, образующие крестик. Необходимо следить, чтобы верхний полукрест лежал в одном направлении. Квадратики пересечения могут быть и открытыми, что характерно для Тверской области. Нитки для обвивки сетки подбираются в соответствии с толщиной материала. Тонкий материал-сетка обвивается тонкими нитками (один-два раза в одну нитку мулине или одну катушечную нитку №80). На толстых тканях сетка делается крупнее и обвивается два-три раза толстой ниткой (две нитки мулине или х/б нитью №40,, или шерстяной нитью). Обвивка сетки производится так: рабочая нить обвивает то вертикальный, то горизонтальный столбик и так двигается по диагонали от одного края сетки к другому. Дойдя до края, рабочую нить выкалываем напротив столбика за две нити материала, чтобы крой не осыпался. Двигаясь вверх и вниз, рабочая нитка обовьет всю сетку. Обвив сетки можно производить рядами по вертикали или горизонтали. Такой обвив используется при выполнении Аланецкого и Вологодского шитья. После того, как рисунок и обвив сетки закончен, производится обметка края. Крой цветной перевити отделывается гладьевым валиком или петельным швом. Гладьевым валиком обметывается ровный край квадрата или прямоугольника. Чтобы валик был выпуклым и края изделия более прочными, нужно проложить подкладную нить из пяти-шести ниток мулине. Стежки валика прокладываются ровные и очень плотные. Нить обвива прокалывается между нитями материала, затем в нитку материала, потом опять между нитками ткани. Таким образом, она плотно укладывается одна к другой. Обвивка края обязательно производится снизу вверх. Неровный или зубчатый край сетки обвивается петельным швом с использованием подкладочной нити. Нитку вкалывают сверху вниз, а выкалывают в петлю. Ширина гладьевого валика должна быть не более 3 мм, а петельный шов 4...5 мм. При выполнении цветной перевити чаще всего ошибки встречаются при расчете ниток продержки. Выдергивают лишние нити, прорезают материал и ошибаются в заполнении рисунка. При обвивке края делают широкий валик или наоборот - очень узкий, и край осыпается. Поэтому при выполнении цветной перевити требуется внимательность и аккуратность. Подбирать ткань следует с четким переплетением нитей и крупным рисунком. Город Торжок Тверской области издавна славится вышивками золотными нитями. Эту вышивку и сейчас называют "золотным шитьем". Золотное шитье занимает видное место в прикладном искусстве на Руси. Торжокские мастерицы вышивают золотом и серебром, а также на коже: рукавицы, сапоги, подушки, кошельки, кисеты. Выполняли мастерицы и заказы царского двора на вышивки для коронационных одежд. Золотным шитьем называют вышивку металлической нитью - золотой или серебряной. Вначале это было волоченное золото или серебро - тоненькая металлическая проволочка. Позднее вместо волоченных ниток стали использоваться пряденые нити (металлическая нить, накрученная на шелковую или льняную). Золотное шитье выполняют по настилу. Чаще такой настил составляют нити или картон, реже - берест, вата, бумага или кожа. Делается это для того, чтобы придать шитью рельефность, выпуклость. Швы, применяемые в золотном шитье, очень разнообразны. Например, наиболее типичными для Торжка являются литой или кованый шов, бабий, корзиночка, шов гусем, прикреп, волнистый, шов по веревочке. Кроме этих швов применяются мягкие швы из различных сеток, решеток. Украшается золотное шитье блестками, канителью, битью, бисером. Выполняется золотное шитье обязательно на пяльцах с помощью витейки, на которую накручивается металлическая нить, и шильца для прокалывания настила. Металлическая нить в шитье идет только по лицевой стороне изделия, с изнаночной стороны шитья проходит хлопчатобумажная нить. Близко лежащие параллельные стежки создают гладкую блестящую поверхность. Металлическую нить нужно прикреплять таким образом, чтобы получить красивый орнамент из цветных нитей на блестящем фоне самого узора. Основной эффект золотного шитья заключается в светотеневой игре металлических нитей. Богатство золотного шитья сделало его основным в церковном обиходе. Золотное шитье часто украшается жемчугом, перламутром, стеклярусом, бисером. Все эти материалы применялись для отделки одежд, головных уборов и предметов церковного обихода. Шитье жемчугом и перламутром выполняется по настилу из льняных или хлопчатобумажных ниток, которые называются "белью". Жемчуг и перламутр нанизывают на длинную нить, затем накручивают на витейку. Нитку накладывают на бель и иголкой с ниткой прикрепляют каждую бусинку. Такой способ в старину назывался "саженье". Этим шитьем создавали венцы, коруны, оклады, ряды и иконы. Вышивка стеклярусом выполняется так же, как и жемчугом - "саженьем", только без настила. Чаще всего такую вышивку использовали для оформления дворцовых интерьеров панно, потолков, стен и для отделки одежды. Вышивку сочетают и с гладью, которая выполняется цветными шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитями. Гладь может быть односторонней и двухсторонней. Эта вышивка требует предварительно нанесенного контура рисунка на ткань. Шьется она стежками, близко расположенными друг к другу. Гладьевая вышивка очень разнообразна: белая гладь, тональная, цветная, художественная. Она может шиться по настилу и без настила, может быть легкой, изящной и плотной, тяжелой. Это зависит от того, на каком изделии она применялась, и от местности, так как в каждой губернии вышивка имеет свои характерные черты, опирающиеся на местные художественные традиции.


© 2010 ЗАО «Самарская текстильная фабрика»

Адрес:
Россия, г. Самара, Волжское шоссе, 12
Тел: +7 (846) 232-63-33
E-mail: post@smtf.ru
www.smtf.ru