Россия, г. Самара, Волжское шоссе, 12 Тел: +7 (846) 232-63-33 E-mail: post@smtf.ru
 

Марийская национальная вышивка

Искусство вышивки - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари. Это - типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Вышивке как самому распространенному и специфическому виду творческой деятельности марийских женщин по праву принадлежит ведущее место в декоре народного костюма. Она обогащает эмоционально и говорит о возможностях человека преобразовывать обычный материал в уникальное произведение искусства. Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии. Орнаментация, композиция, цветовые сочетания, ритм рисунка говорят о глубинном, длительном развитии эстетических взглядов народа в различные исторические периоды.

Поскольку одежда связана с бытом народа, с его обычаями и обрядами, вышивка, украшавшая ее, в какой-то мере отражает и этническую историю, этнокультурные связи с другими народами. А самое главное - свидетельствует, что вышивка формировалась в недрах местной локальной культуры и сохранила до настоящего времени традиционные техники и приемы исполнения, орнаментальные узоры и украшения.

Маритyр (марийская вышивка) дорога нам прежде всего как проявление национальной культуры, традиций и особенностей, которые определяют неповторимый облик народного декоративного искусства республики. Именно в этом виде народного творчества наиболее отчетливо проявилась высокая художественная одаренность марийского народа.

Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных художественных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах и в современном моделировании.

Специальной литературы для обучения приемам исполнения марийской народной вышивки нет. Некоторые материалы по технике исполнения справочного характера можно найти в этнографической литературе, в искусствоведческих изданиях. Но их малый тираж, разрозненность представленных сведений затрудняют для начинающих вышивальщиц поиск информационного материала, а еще более использование ставших раритетами изданных ранее источников в процессе обучения и приобретения практических навыков. Известно, что вышивка является широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства. Узор и изображение выполняются вручную с помощью иглы или посредством вышивальной машины на различных тканях разной структуры цветными или бесцветными нитками, в различных техниках. У марийцев вышивку выполняли на белом (холщовом, льняном) полотне тонко спряденными шерстяными нитками домашнего крашения или покупными хлопчатобумажными и шелковыми нитками. Узор выполняли без всяких вспомогательных средств (канвы или предварительно начерченного на ткани рисунка), по отсчету нитей основы ткани. Если вышивка была двусторонней, то ее выполняли всегда с изнанки полотна, шов велся обычно слева направо. Вышивку применяли для отделки деталей женской и мужской, детской одежды; она украшала женские головные уборы, свадебные покрывала и платки, поясные и декоративные полотенца, другие ритуальные предметы.

Технические приемы исполнения (косая стежка, счетная гладь, набор, косая гладь и др.) предопределили стиль вышивки, расположение самого орнаментального мотива и узора в целом. Символ, орнаментальный знак (тамга), является специфическим признаком для марийской вышивки. Каждой этнической группе присуща своя орнаментация одежды, несмотря на то, что определенные схемы, представляющие локальные разновидности декора одежды, имеют общие особенности композиционных приемов, цветовой гаммы и техники исполнения. Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от ее кроя.

Орнамент маритyр образован из геометрических и геометризированных мотивов зооморфного и растительного характера. Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии. Это обусловлено способом исполнения - по отсчету нитей основы ткани; любой рисунок приобретает геометрический вид. В условных знаках орнамента вышивки марийцами в прошлом фиксировались многие понятия о природе и реальной действительности, т.е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления. В любом образце вышивок было трудно найти абсолютно идентичные повторения, в каждом случае - свое индивидуальное решение.

Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырех цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зеленого, синего и черного. Доминирующим был красный цвет, добавочные - зеленый, синий, желтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя ее и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность - четкое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией. Данное издание призвано восполнить пробелы в знаниях современных вышивальщиц о традиционной марийской вышивке. Материал изложен сжато. И.А. Степанова не ставила задачу ознакомить читателя со всеми особенностями вышивки, а рассматривала наиболее типичные, распространенные виды техники, назначение и содержание отдельных орнаментальных мотивов и узоров, основные принципы компоновки и расцветки узоров. В форме непринужденной беседы с читателем - во "встречах", предваряя исследовательский поиск, от простого к сложному, автор дает практические советы в процессе вышивания и изготовления одежды соответственно традиционному моделированию и современному назначению. Кроме того, каждая встреча дополнена личными впечатлениями И.А. Степановой, так как сама она является создателем современной праздничной национальной одежды, оформленной традиционной вышивкой.

Издание подобного рода не первое для И.А. Степановой. До этого ею были подготовлены и вышли в свет фотоальбом "Марий тyр" (Марийская вышивка. Йошкар-Ола, 2000. - 13 с, ил.) и фотокалендарь на 2002-2003 гг. (Йошкар-Ола, 2002. - 25 с, ил.), в которых были представлены современные национальные платья и костюмы.

Интересен сам подход И.А. Степановой к изложению материала. В конце каждой "встречи" Ираида Александровна напрямую обращается к читателю, комментирует работу, дает советы, подталкивая его к самостоятельному творчеству. А самое главное, надеется, что читатель, освоив курс, будет пополнять и систематизировать свои знания, знакомиться с изданными ранее материалами о марийской вышивке, с самими традиционными вышитыми изделиями, а также черпать наблюдения из повседневной жизни (характерная черта марийских вышивальщиц). Таким образом она подводит к мысли, что нам, современным вышивальщицам, необходимо основательное знакомство с памятниками народного искусства для углубления профессиональных знаний. Автор пытается преодолеть стереотипы в оценке этого вида творчества, воспитать уважение к культурному наследию, побудить бережно относиться к национальному богатству наших предков.

На протяжении многих веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства. Вышивка являлась определяющей для каждой этнической группы, указывала на возрастную и социальную принадлежность ее владельца. Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству вышивания. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое. Взрослые мастерицы передавали свое умение подрастающему поколению непосредственно при общении "мастер-ученик", используя личный опыт и наглядный пример в индивидуальном порядке. Таким образом передавалась сложная, многообразная техника вышивания, происходило философское осмысление орнамента вышивки в течение нескольких столетий. Но история развития этого вида народного творчества не всегда шла по восходящей линии. В силу разных обстоятельств, в 30-е годы XX века традиционная вышивка стала уступать вышивке более легкого исполнения - крестом, гладью. Исчезли из обихода некоторые составные элементы национального костюма, такие как шымакш, сорока. Все меньше оставалось мастеров марийской вышивки по счету нитей ткани. Лишь в последние годы стали необычайно востребованы вышивальщицы, сохранившие до настоящего времени технику исполнения марийской вышивки. Возросла потребность в орнаментации костюмов именно такой вышивкой. Проведенные в г. Йошкар-Ола в 2000-2002 годах конкурсы марийского костюма явились сильным толчком к возрождению национальной одежды, орнаментированной традиционной вышивкой. Конкурсы переросли в фестиваль национальной одежды финно-угорских народов России, который прошел в г. Йошкар-Ола в 2003 году. Фестиваль предоставил возможность мастерам продемонстрировать свои лучшие проекты на федеральном уровне. Сегодня увеличивается число желающих научиться мастерству марийской вышивки среди учащихся и студентов, преподавателей школ и училищ, домохозяек. Создаются кружки и студии по вышиванию. Перед вами книга, посвященная искусству традиционной марийской вышивки. Особенностью этого вида рукоделия является то, что в ней используются разнообразные виды техники исполнения узора. Это очень кропотливая работа. Помочь освоить ее на практике - основная задача издания.

Попутно вы найдете в тексте подробные советы из моей практики и личного опыта, которые помогут избежать ошибок и разочарований. В книге вас ожидают "встречи"-беседы автора с читателем на разные темы. Каждая "встреча" дает информацию о последовательности работы по предложенной тематике, знакомит с миропониманием древних вышивальщиц, выраженным через орнаменты вышивок. Книга построена по принципу: от простого к сложному. Рисунки, в виде разложенных по клеточкам узоров и композиций, фотографии с моделями и фрагментами вышивок, выполненные автором в течение нескольких лет, наглядно демонстрируют особенности и "стилистику" марийской вышивки. Пусть они послужат вам, всем начинающим изучать марийскую вышивку.


© 2010 ЗАО «Самарская текстильная фабрика»

Адрес:
Россия, г. Самара, Волжское шоссе, 12
Тел: +7 (846) 232-63-33
E-mail: post@smtf.ru
www.smtf.ru